Лев Овчинников
ПАРНИ
1967
Гравюра
57х76
Просмотр во весь экран — клавиша F11, обратно — F11
О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ
Эти петухи на черной гравюре Льва Овчинникова с парнями вместе с ними
же были зарублены аккурат к 50-летию Октября в 1967 году. Лидер тогдашнего
художественного союза Михаил Аникушин 30 лет спустя, за месяцы до смерти,
нашел силы извиниться перед мастером. Сейчас может показаться смехотворной
причина запрета: петух — символ огня, поджога и восстания в компании
здоровых деревенских парней, мощно идущих явно не с поздравлениями родимой
партии, но не все так просто. Если осторожный Аникушин иногда решался
показать фигу в кармане обласкавшей его власти — медленно проезжавшнему
по Московскому проспекту Ленинграда-Петербурга в сторону столицы с определенного
ракурса до сих пор видно, что показывает его бронзовый Ильич народу, который
на это самое и напоролся (впрочем, возможно, скульптор банально проглядел
в модели эротический феномен этого ракурса) — Лев просто не тратил времени
на изваяния вождей с их временными постаментами. Другое дело, мужик с
петухом, он вечен, как вечно искусство, визуализирующее его таким, каков
он есть, пусть даже под запретом. Где та партия, которая его запрещала?
Правильно! А мужик с петухом, вот он, глядит с гравюры, стращая партейцев
новых дегенераций неотвратимостью наступления результатов творимой ими
истории. Пока только глядит, основательный и простой, как двери, а когда
нужно будет, выйдет из картины вместе с петухом, достанет спички из кармана
и даст прикурить, кому надо... и снова гармошку возьмет, до следующей
революции...
Последние полтора десятка лет жизни Лев почти не выставляпся, — зная свое
место в русском искусстве, классик не тратил оставшиеся годы на закартинную
суету и возню с околокультурными чиновниками, чтобы успеть сделать и оставить
людям как можно больше прекрасного. Однако, незадолго до смерти он пришел
в одну из крупнейших сокровищниц искусства с предложением о своей
выставке, на что получил, как он потом рассказывал, примерно такой оптимистичный
для вечности и ее творцов ответ: много вас, мол, тут живых вешать,
помрешь, тогда и приходи. Уважаемые хранители музейных ценностей, русской
культуры и искусства, умер классик! Больше ничего не напишет, не изваяет,
а все созданное им великолепие оставил здесь на грешной земле для живущих.
Если есть желание показать народу наследие последнего корифея русского
искусства 20 века, такая возможность еще есть, пока эта кладезь прекрасного
хранится в авторском собрании и его шедевры еще не надо собирать со всего
мира по крупицам, как это, увы, случалось с работами других мастеров.
6/8/2004/день рождения художника//Писарь/Сергий
Арт-Петербург — окно в искусство
музеи союзы художники картины живопись графика скульптура архитектура
дизайн фото
портрет пейзаж натюрморт жанр классика авангард продажа картин PR-проекты
|