Сергей Буглак
СТАТЬИ ПО ИСКУССТВУ

1. БОГОМАТЕРЬ ГОЛУБИЦКАЯ (КОНЕВСКАЯ)
2. ИСТОРИЯ О ТОМ КАК ЖЕНЩИНА ОБОЛЬЩЕНА КОТОМ
3. ШЕРБУРСКИЕ ВЫСТАВКИ
4. ПЯТНА РАДОСТИ НОВОЕ


Союз Искуств


Экскурсия президента США в Русском музее
Экскурсия президента США в Русском музее



Сергей БУГЛАК (родился в 1962 году в Ленинграде), искусствовед. Старший научный сотрудник Государственного Русского музея. Вице-президент Санкт-Петербургского Сооюза Искусств. Специалист по русскому классицизму. Этому периоду посвящена его основная работа в музее и кандидатская диссертация. Но широта интересов ученого и практика выводит его критическую мысль далеко за пределы его специфики и во временных, и в пространственных направлениях изоискусства. Автор ряда статей о творчестве современных художников России и Востока и постоянный аналитик и комментатор акций и творческих процессов Союза Искусств.



БОГОМАТЕРЬ ГОЛУБИЦКАЯ (КОНЕВСКАЯ)

Лидия Азарова. Икона Коневской Божьей Матери Лидия Азарова. Икона Коневской Божьей Матери


В основе композиции иконы лежит тип Богоматери Одигитрии — наиболее торжественный и иератический тип Богородичных икон. Самой распространённой является композиция со строго фронтальной позой младенца, подчеркивающая высокое царское достоинство Матери и Сына. Младенец Христос держит в левой руке свёрнутый свиток, а правой -— благословляет. Богоматерь изображается с лёгким наклоном головы, чуть повёрнутой вправо к младенцу и поддерживающей его левой рукой.
Предполагают, что прототип таких икон восходит к древнему константинопольскому образу Богоматери, почитавшемуся в монастыре Одегон. Само название «Одигитрия» (греч. путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон. Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающей на Христа как на истинный путь спасения. Такими иконами благословляли по традиции на дальний путь.
Особенностью иконографии Богоматери Голубицкой (Коневской) является то, что младенец развёрнут в сторону от Марии и держит в одной руке голубя, связанного за ножки нитью, конец которой он держит другой рукой. Характерны одежды Христа — белая рубашечка и киноварный хитон, а также белый плат Богородицы, переброшенный через плечо. Отличительной особенностью также является голубь, которому придаётся важное символическое значение. Голубь, по закону Моисея, был чистой птицей и предназначался для ветхозаветных жертвоприношений. Мария на сороковой день после рождения Иисуса «для его искупления» должна была принести агнца и двух голубей. Будучи бедной она пожертвовала лишь голубей, а жертвенным агнцем был её Божественный Сын. Голубь на иконе напоминает о преобразовательной связи Ветхого и Нового Заветов и соотношении соответствующих им жертв. Образ Богоматери во всей византийской экзегезе уподоблялся святой трапезе, престолу, жертвеннику. На иконе Богоматери Голубицкой это уподобление передано чисто художественными средствами: красные одежды Богородицы и её белый плат, также как красный хитон Христа и его белая (жертвенная) рубашечка, ассоциируются с литургическими тканями, покрывающими церковный алтарь. Мария здесь — и храм, и жертвенник для агнца Христа. А голубь — символ его очищающей жертвы, искупляющей грехи человеческие. Привязанная на нитке птица могла уподобляться душе человека, привязанной ко греху, которой Иисус сострадает, которую жалеет и которую он может освободить. Нить, на которой привязана птица, говорит о смирении и покорности: «смиренной, покорной голубкой» называет Протоевангелие Иакова Марию, покорным и смиренным называет Евангелие самого Христа. В текстах средневековых бестиариев Христос прямо уподобляется голубю, объединившему своей кровью человечество.
Известие о появлении на Руси первой «голубиной» иконы относиться к концу 14 века. Согласно житию, её принёс с Афона преподобный Арсений, как благословение на создание нового Богородичного монастыря на острове Коневец. Получив на Руси название «Голубицкой» или «Коневской», эта чудотворная икона, дошедшая до нас лишь в копии начала 16 века, и стала прототипом русских икон. Особое значение её культ приобрёл в новгородских и московских землях в конце 16 - начале 17 веков, когда святыня, в связи с разорением шведами Коневецкого монастыря^ находилась в Новгороде- -
Икона Богоматери Коневской, ныне украшающая фасад подворья Коневского монастыря на Загородном проспекте в Петербурге, является современным списком. Исполнена она петербургским художником - монументалистом Лидией Азаровой в нетрадиционной (авторской) технике, чем-то напоминающей монументальную живопись по сырой штукатурке. Изображение сделано на иконной доске, покрытой специальным составом, сближающим её с фреской, а также способствующим гармоничному сочетанию как с архитектурой самого подворья, так и с окружающей городской средой.

© Буглак С. Э., искусствовед.


ИСТОРИЯ О ТОМ КАК ЖЕНЩИНА ОБОЛЬЩЕНА КОТОМ

На берегах Невы Возвращение блудного кота Выгул женщины


Жил-был Кот — существо очень древнее не без мистических наклонностей. Он был дьявольски умён и чертовски привлекателен. Жилось ему прескучно, и решил он тогда обольстить Женщину, которая на заре Творения была необычайно чиста и целомудренна. И вот, как-то раз, когда её Божественный Супруг отсутствовал, находясь в блаженном неведении, обворожительный Плут возник перед Женщиной, слегка испугав её. Однако, испуг Женщины длился недолго. Едва она коснулась пушистой щерсточки Кота, проведя своей рукой по его плавно изгибающейся спинке, и услышала его завораживающее мурлыкание, как внезапно родившийся в сердце провиденциальный страх без следа растворился в бездонной глубине пространства, унеся, впрочем, с собой былую чистоту и целомудрие Женщины...
Продолжение этой древней как Мир космогонической аллегории грехопадения можно увидеть в цикле работ живописца Виктора Татаренко под ироничным, но таким же символическим как сама тема названием «Котовасия». Художник интуитивно представляет некое действо космического масштаба с участием Кота, как символа одной из Божественных Сил — Великой Иллюзии, побудившей Дух к «падению» в Материю, и, собственно, результата этого падения — воплощённого Человека, находящегося во власти иллюзорных чувств, показанного в виде чувственной женской натуры.
Выбор персонажей конечно же не нов и подсознательно закономерен. Согласно древним эзотерическим учениям, всё, что сотворено, может быть либо мужским, либо женским, в своих высших и низших аспектах. В языческих пантеонах женское Божество в высшем аспекте под различными именами обозначает духовную субстанцию Первоматерии, а в низшем — физическую Материю, плоть с сопутствующими им качествами. Так, например, в Древнем Египте в отличие от высших женских Божеств Изиды, Хатхор, чьим священным символом была корова, богиня радости, веселья и любви Бастет изображалась в виде женщины с головою её священного животного кошки. «Котовасия» Виктора Татаренко — живописный гимн во славу богини Бастет, исполненный во всю мощь таланта монументалиста - декоратора и, вместе с тем, тонко, порой иронично передающий сокровенный смысл некоторых аспектов Бытия.
В первом же холсте «Бегемот», открывшем серию, художник показывает, что он не анималист, и его интересует не столько внешняя, сколько внутренняя, метафизическая суть кошачьей натуры, в которой он интуитивно чувствует присутствие некой гипнотической силы, воздействующей на человека тем, или иным образом. Неслучайно его первым и знаковым героем становится литературный персонаж Кот - Бегемот, вечный спутник Воланда, иллюзионист, мошенник и плут. Можно вообразить, что именно он возникает под разными личинами в последовавших произведениях. Причём, диапазон его иллюзорных видоизменений необычайно широк. От многозначительного образа «учёного» («Кот учёный») до жутковатого существа из низших слоев Тонкого Мира («Кот в тёмной комнате»).
В разного рода «снах» и «ожиданиях» присутствие Кота, будь-то чёрного как ночь, или серебристого как лунный свет, рядом с призывно обнажённой женской натурой обозначает различные аспекты чувственного
начала и даёт знать какого рода сны сняться Женщине и что она ждёт. Женщина в произведениях Виктора Татаренко всеми фибрами души и тела жаждет любви — страстной и экстатичной, такой какой она показана художником в картине «Мелодия любви». Если же это чувство на время её покидает, то она страдает как мать, оставленная любимым чадом, для которой утерян смысл жизни. Но, когда оно возвращается, безмерная радость вновь наполняет Женщину, затмевая боль нанесённых обид, и она, демонстрируя евангельское всепрощение, с нескрываемым наслаждением заключает в объятия «блудного сына» («Возвращение блудного кота»)!
Как видно, в подобного рода «Котовасии» Женщина не является хозяйкой Кота ни в прямом, ни в переносном смысле. Она — субъект его воздействия и находится в его полной власти. «Выгул женщины котом» — апофеоз их взаимоотношений, которые могут привести только к воздвижению монумента Коту и безропотного служения ему («Альфонс»).
В искусствознании бытует мнение, что часто образ художника отражается как в зеркале в его произведениях. Неудивительно, что многие склонны видеть «автопортрет» Виктора Татаренко в одном из его «котов». Что ж, на это есть, видимо, основательные причины. Однако, такая идентификация кажется неполной. Ведь Кот составляет хоть и важную, но лишь часть, созданного художником мира, где видится цельное отражение художника — создателя блистательной живописной иллюзии чувственной красоты, — который, с одной стороны, как творец, находящийся вне творения, позволяет себе иронизировать, с другой, — как его полноправный участник, — оказывается полностью поглощённым этим обольстительным праздником Жизни.

© Сергей Буглак.


ШЕРБУРСКИЕ ВЫСТАВКИ

Алексей Филиппов. Венецианский мотив Андрей Блинов. Мадонна с младенцем Екатерина Марк. Зимний дворец Анатолий Маслов. Исаакиевский собор Лидия Азарова. Санкт-Петербург


Общественная организация «Союз Искусств» представляет во Франции выставку произведений художников из Санкт-Петербурга. Демонстрируемые работы, несмотря на их разнообразие, конечно же, не претендуют на всю полноту охвата петербургской художественной сцены эпохи постмодернизма, отличающейся полным отсутствием какой-либо схемы и бесконечной вариативностью. Они не стоят на самом переднем крае актуального искусства последних лет, но скорее тяготеют к лучшим традициям русской художественной культуры, для которой всегда были свойственны глубокая идейная содержательность и гуманизм.
Каждый из представленных на суд французского зрителя авторов многообразен и не ограничен одним жанром или техникой. Каждый отличается глубоко индивидуальным видением мира и философской концепцией. Вместе с тем, всех петербургских художников объединяет высокий профессионализм, глубоко содержательный подход к выбору темы и формы её пластического выражения, а также особое качество аристократизма сугубо петербургской культуры, доходящее в работах некоторых мастеров до необычайно изысканной рафинированности.
Одним из самых маститых и знаменитых авторов выставки является Валентина Анопова, которая заслуженно пользуется высокой репутацией в художественной среде Санкт-Петербурга и за рубежом. Будучи неутомимым путешественником, Анопова побывала во многих странах мира, где состоялись её многочисленные персональные выставки. Произведения художника хранятся в государственных и частных коллекциях России, Европы, США, Индии и Китая. Валентина Анопова удостоена многих российских и международных наград и медалей. Её творческий диапазон включает монументально-декоративное искусство, станковую живопись и графику. Художника отличает неистощимая фантазия, способность удивительно ярко, красочно преобразить реальный мир, для чего нередко используются приёмы русского народного искусства. Пейзажи и натюрморты Аноповой привлекают своей лиричностью и духовной целостностью.
К народному искусству, с его праздничной красочностью, а также к фантасмагоричиости и символизму русского искусства рубежа 19 — 20 веков обращается в своих произведениях молодой перспективный художник Дмитрий Анопов, который регулярно выставляется как в России, так и за её пределами.
Алексей Филиппов, участник многих международных выставок и фестивалей, относится к числу очень тонких и проницательных мастеров. В последнее время он работает на полутонах, создавая сложные по тональной нюансировке композиции, в которых важную роль играет исходящий как бы изнутри предмета свет. Его городские пейзажи являются обобщёнными поэтическими образами, навеянными как родным Петербургом, так и древнерусской архитектурой.
Суть творчества Андрея Блинова — осмысление и отображение «скрытого знания», прочтение внутреннего содержания, выраженного в видимых формах, с помощью художественных средств. Основное внимание мастер уделяет сочетанию цвета и фактуры своих работ, в которых он создаёт символические ассоциативные формы, творчески интерпретируя знания, накопленные человечеством. Для Блинова весь мир — открытая книга, созданная Творцом. И, как признаётся сам художник, искусство даёт ему возможность читать эту книгу сердцем.
Эзотерика мироздания лежит в центре внимания Александра Тюмерова. При помощи ритма линий и цвета художник воспроизводит на плоскости холста ритмы и вибрации вселенной. Неудивительно, что его абстрактные мистические композиции сродни музыке. Они воздействуют на зрителя не только на эмоционально-интеллектуальном уровне, но, как музыка, физически-вибрационно.
К абстрактным понятиям музыки и креативных сил земли обращается в своих произведениях Георгий Бубнов, используя для пластического решения этих тем творчески переосмысленные художественные приёмы русского авангарда начала 20-го века. Его живописные композиции, отличающиеся динамикой цвета и фактурой, нередко имеют знаково-символический характер.
Русское и французское искусство рубежа 19 — 20-го веков по сей день вдохновляет петербургских художников. Необычайно лиричны и полны всепроницающего света пейзажи Светланы Коркуновой. Струящийся из холста свет и вибрирующий импрессионистический мазок наполняют её природные образы особой внутренней энергией. Иногда эта энергия в «чистом виде» становится самостоятельным предметом изображения в картинах художника, где она предстаёт в виде живописных потоков и вихрей.
Василий Саяпин, чьи работы находятся во многих частных собраниях России, Европы и США, также отдаёт предпочтение изображению русской природы, варьируя приёмы импрессионизма и постимпрессионизма, что способствует яркой выразительности и тонкой декоративности его холстов. Вместе с тем, пейзажам Саяпина присущ традиционный русский лиризм и романтизм.
Зрелым мастером пейзажа является Николай Крючков. В его картинах, в отличие от выше упомянутых авторов, представлена не только среднерусская природа, но и величественные, созерцательные виды Кавказских гор, а также морские пейзажи в духе позднего романтизма, исполненные в добротной реалистической манере. Когда мастер обращается к «французским» темам, он старается говорить на языке французского искусства рубежа 19-20 веков. Работы Крючкова находятся в частных коллекциях Италии, Франции и Германии.
Творчество Екатерины Зархиной представлено серией акварелей «Дождь в городе», на создание которой художника побудил большой интерес к эпохе модерна. Стиль модерн нашёл яркое воплощение в архитектуре Петербурга. В работах Зархиной каждый дом со своим характером линий и пропорций — как законченный рисунок-символ, выражающий знание и любовь художника к многим явлениям — архитектурным и природным.
Стилистика модерна и Петербург также являются одной из тем знаменитого графика и живописца Анатолия Маслова, работы которого находятся во многих музеях и частных коллекциях России, Европы и США. Продолжая древнерусскую духовную традицию в изобразительном искусстве, Маслов создаёт в своих произведениях духовно преображённую действительность, не увлекаясь при этом, абстрактной символикой. Поэтому «лицо» Петербурга в его работах всегда узнаваемо. В графических листах художнику при помощи упругой, вибрирующей линии удаётся наполнить изображения ощущением внутренней психической жизни. В результате получаются духовные портреты города.
Глубоко прочувствовав внутреннюю суть графических произведений Маслова, художникгмонументалист Лидия Азарова заново воплотила её в монументальных формах декоративного панно. Уникальная техника Азаровой позволяет ей передавать не только визуальный образ, но и физическую суть предмета. В работе можно буквально ощутить шероховатости гранитных набережных города-призрака. В этой же технике выполнен больщой ряд декоративно-монументальных произведений Азаровой, центральное место среди которых занимает панно «Пётр I». Работа состоит из репрезентативного портрета основателя Российской Империи, окружённого по периметру городскими пейзажами на темы Петербурга петровского времени, каждый по отдельности и все вместе они создают образ и выражают дух эпохи великого реформатора Руси. Лидия Азарова является также автором серии медитативных графичееких работ, созданных в результате личного опыта медитаций, нриобретенных в ашрамах Индий.
В заключение хочется отметить непреходящую ценность произведений упомянутых художников, побуждающих задуматься о смысле бытия и стать немного добрее.

© Сергей Буглак,
искусствовед, вице-президент Союза Искусств.


Арт-Петербург — окно в искусство
музеи союзы художники картины живопись графика скульптура архитектура дизайн фото
портрет пейзаж натюрморт жанр классика авангард продажа картин PR-проекты

СОЮЗ ИСКУССТВ
картины художников


  art petersburg .ru  

мастер-галерея в авангарде искусства
галерея

искусство спасет красоту




Rambler's Top100 Численность населения Арт-Петербурга Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru


Реклама и продвижение:

Облако тегов

Наши спонсоры и партнеры:

art artist gallery арт галерея арт питер арт студия арт архитектура боди арт васнецов великие художники вернисаж вернисаж в москве галерея дизайн живопись маслом акварель живопись пейзажи

Философия искусства:

Клуб любителей и знатоков афоризмов, цитат и прочих выражений

Афоризмы о художниках.

живопись заказ картины капитель иконы импрессионизм искусство картины маслом аукцион рейтинг клод моне картинная галерея купить картину куинджи манеж леонардо да винчи лувр биография микеланджело буонарроти музей современного искусства нейл арт огюст ренуар пейзаж поль гоген поп арт портрет на заказ продажа картин пушкинский музей рафаэль реклама репин рисунки карандашем андрей рублев русские художники сайт художника скачать картины скульптура современная живопись современное искусство современные художники творчество третьяковская галерея троица фото галереи фотогалерея фотографии художники фотографии людей шарж шишкин эрмитаж

Рекомендуем: